
Первые басни, которые Крылов решился издавать,прошли совершенно незамеченными. Тогда литератор переключился на создание журнала " Почта духов", который вскоре был закрыт цензурой. После этого, несколько разочаровавшись, Крылов отошел от летературных дел. Он начал искать какой-нибудь доход и вскоре нашел его в карточной игре, где ему неслыханно везло, хотя его считали не столько мастером, сколько фокусником. Неизвестно, к чему бы это все привело, но в начале 1797 года он близко познакомился с князем Голицыным и практически сразу же переехал к нему в имение, чтобы заняться обучением детей князя. Специально для домашнего театра Голицыных Крылов и написал шутовскую трагедию" Трумф,или Подщипа" и даже сыграл в ней роль Трумфа. Следующее его произведение " Пирог" имело довольно большой успех в Петербурге, и этот факт вдохновил Крылова на возобновление активной творческой деятельности. Буквально за несколько недель он написал пьесы " Модная лавка" и " Лентяй", а также вновь перевел несколько басен Лафонтена. В 1809 году вышел в свет первый сборник басен Крылова, который и подарил ему известность. Сразу, после первой публикации басен, Иван Андреевич устроился на работу в Публичную библиотеку в Петербурге, где и проработал дальнейшие 12 лет помощником первого русского библиографа В. Сонникова. Есть даже одна легенда, согласно которой как-то на лето императорская семья поселилась в Аничковом дворце, а Публичная библиотека, где работал и жил Крылов, как раз находилась в одном из сооружений этого комплекса. Однажды на Невском проспекте император Николай Павлович встретил Крылова; " А, Иван Андреевич! Каково поживаешь? Давненько не виделись мы с тобой". Баснописец ответил: "Давненько,Ваше Величество! А ведь,кажись, соседи?". Насколько это правдивая история, сложно судить, однако 1830 году, после выхода в свет 8-ми томника басен Крылова, Николай 1-ый удвоил ему пенсию и произвел в статские советники. Одно время баснописец даже получал приглашения на маленькие обеды к императрице, о которых высказывался потом весьма нелестно из-за скудости порций подаваемых блюд. Тут, пожалуй, необходимы обьяснения. Дело в том, что еще со времен полуголоного детства все удвольствие, все блаженство жизни для Крылова заключалось в еде. С этим его пристрастием связано несколько курьезов, описанных в последствии его друьями. Например, на обедах в Английском клубе, членом которого состоял Иван Андреевич, было принято самим накладывать себе подаваемые блюда. И, как правило, Иван Андреевич накладывал столько, сколько помещалось на тарелке. После обеда он обыкновенно молился и неизменно приговаривал: "Много ли человеку нужно". Слова эти всегда вызывали веселое оживление среди присутствующих. А однажды граф Мусин-Пушкин пригласил Крылова на обед, главным блюдом которого были специальным образом приготовленные итальянцем поваром макароны. Крылов опоздал и приехал, когда уже подавали главное блюдо. Граф весело сказал:" Виноваты! Вот вам и наказание!" И положили Крылову глубокую тарелку макарон с верхом. Баснписец справился с этим легко и быстро. После этого граф предложил Крылову начать обед с самого начала по порядку, то есть с супа. Когда дело дошло до макарон, Крылову опять дали полную тарелку. Когда писатель справился и этой порцией, его сосед выразил опасение за желудок баснописца. Крылов удивился:" Да что ему сделается? Я, пожалуй, хоть теперь же готов еще раз провиниться". Не менее запоминающимся, чем хороший аппетит был и внешний вид Ивана Андреевича. Поскольку за всю свою жизнь он так и не решился жениться, да и серьезных отношений тоже никогда не имел, его как старого холостяка меньше всего заботило то, как он выглядит. Порой это доходило до абсурда: растрепанные, нечесанные волосы, запачканные мятые рубашки и прочие признаки неряшливости вызывали насмешки у знакомых. Однажды баснописец был приглашен на маскарад. "Как мне следует одеться, чтобы остаться неузнанным?"-спросил он у знакомой дамы. " А вы помойтесь, причешитесь, вот вас никто и не узнает,"-ответила та. Ничуть не меньше колкостей и сама по себе тучность Крылова. Впрочем, этот человек, благодаря своему невероятному чувству юмора, редко оставался обиженным. Например, однажды, когда Крылов прогуливался по набережной Фонтанки, его догнали три студента. Один из них на распев произнес:" Туча идет". Очевидно, он намекал на тучную фигуру незнакомого им старика. " И лягушки заквакали"- в тон озорнику ответил Крылов. Этот человек не хотел доставлять неудобства другим, но и не терпел, когда что-либо происходило не по его воле. Последним распоряжением умирающего Крылова была просьба раздать всем, кто его помнил, по экземпляру своего нового издания. Некоторые его друзья вместе с приглашением на похороны получили экземпляр изданных им самим басен с надписью:" Приношение. На память об Иване Андреевиче по его желанию". Пожалуй, для многих это стало самым трогательным моментом в их жизни: великий баснописец ушел действительно красиво.
|