 Последние минуты жизни великого режиссера навсегда останутся в памяти его верной супруги: " В 70 лет у него началось воспаление легких. Сначала было плохо, потом он пошел на поправку. Я бывала у него в больнице каждый день, даже ночевала. И вот 19 ноября 1993 года. Стемнело. Я с ним. Он вздохнул-и все. Он ушел. Спасти его было невозможно". С самого детства, кумиром Гайдая был Чарли Чаплин. Каждое воскресенье, сломя голову, он несся в кинотеатр, чтобы успеть на первый сеанс. В конце комедии, он ложился на пол между рядами, заползал под сидения и, таким образом, пережидал перерыв между сеансами. Уже тогда он мечтал поскорее стать взрослым и смешить других людей,как это делал любимый Чарли. Окончив школу, Гайдай записался добровольцем в армию. Правда, вместо боевых позиций Леониду пришлось довольствоваться ...монгольскими спепями, где он обьезжал норовистых лошадей для фронта. Но сей факт-его не радовал. Он хотел на фронт.Своей настойчивостью он даже рассмешил военкома. Когда тот приехал отбирать бойцов в действующую армию, на каждое предложение офицера Гайдай предлагал свою кандидатуру. "Кто в артиллерию?"- "Я", "Во Флот?"- "Я", "В Разведку?"- "Я". Смерив взглядом нетерпеливого бойца, военком сказал "Да подождите вы, Гайдай. Дайте огласить весь список". Вспомнили слова? Конечно же вспомнили, Именно этот случай лег в основу эпизода знаменитого фильма "Операция "Ы"". Гайдай попал в пешую разведку, он неоднократно ходил во вражеский тыл "брать языка" и был награжден несколькими медалями. С юных лет Гайдай мечтал о сцене. Вот только с его внешними данными ему можно было не рассчитывать на такое везение. Но здравомыслящий Гайдай и не питал иллюзий. К тому же , гораздо больше и больше его теперь занимала режиссура. В 1949 году он поехал м Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Но вскоре был отчислен с первого курса за профнепригодность. И только его настойчивость и многочисленные письма вышестоящему начальству помогли ему восстановиться в институте. Именно во ВГИКе Леонид Гайдай встретил
девушку, с которой ему было суждено прожить всю оставшуюся жизнь. Выбор красавицы Нины многим показался странным. Даже соседке по коммуналке, пьянчужке тете Насте, Гайдай не понравился, "Что, пострашнее не было?"- не сдержалась от язвительного комментария соседка. А мама и вовсе предупредила:"Смотри, Нина, от осинки не родятся апельсинки". Только саму Нину это мало волновало Ей нравилось, что ее Леня всю жизнь был большим наивным ребенком, точно созданный им Шурик. С середины 50-х Леонид Иович целиком и полностью посвятил себя режиссуре. Спустя пару лет в мастерской Ромма родился первый "веселый" фильм Гайдая "Жених с того света" с Вициным и Пляттом в главных ролях. Впрочем, первая проба славы режиссеру не принесла. Картина изобличала бюрократию, поэтому, естественно, была встречена в штыки чиновниками Министерства культуры. В результате фильм обругали, сократили и выпустили на экраны второразрядной комедийкой. Режиссер впал в отчаяние, не зная, что делать дальше. Возможно, Гайдай еще долго пребывал бы в таком состоянии, но, как-то на чердаке родительского дома, ему под руки попался старенький номер "Правды" с фельетоном в стихах "Пес Барбос" Степана Олейника. В его голове моментально созрел план, которым он немедленно поделился со своей супругой: " Нинок, ты послушай, как это смешно! Бежит пес-два метра пленки, за ним Бывалый- три метра, оглядывается-полтора метра. Общий план-бегут все..."Родные только плечами пожали: "Три дурака бегают от собаки со взрывчаткой, которую сами же и бросили. Что ж тут смешного?" Но Гребешкова, которая верила в него, тихо вздохнув, сказала: "Потрясающе!". Как оказалось, она была права. Эта незатейливая короткометражка добилась славы и породила уникальный феномен трех популярнейших героев-масок советского кинематографа- Балбеса, Труса и Бывалого, которые были задействованы в известных нам фильмах: "Самогонщики", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" и в "Кавказской пленнице". Фильм "Бриллиантовая рука был удостоен Государственной премии. Все эти фильмы -были самыми кассовыми. Леонид Гайдай не скрывал секрета успеха своих комедий:"В комедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель". Так оно и было, и именно такому принципу он оставался верен на протяжении всей своей жизни. Искрометный юмор, бессмертные цитаты-гайдаевские комедии-настоящие произведения искусства! Но как признавался сам Гайдай,- самое любимое детище из всех созданных им картин-это "12 стульев". Самым сложным моментом в процессе сьемок стал выбор актера на главную роль Остапа Бендера. На эту роль было просмотрено 22 артиста, пока не остановился на никому неизвестном Арчиле Гомиашвили. Кстати, в "12 стульях" эпизодическую роль сыграл и сам Гайдай-он играл Коробейникова. Со своей супругой режиссер прожил в счастливом браке сорок лет. На склоне лет он признавался:"Мне с тобой очень повезло... Что бы я ни делал, тебе все нравится". Нину Павловну отличала необыкновенная женская мудрость. Она старалась никогда не просить мужа дать ей роль в фильме. Но если Гадай предлагал, Гребешкова никогда не отказывалась. Был случай, когда на Киевской киностудии ей предложили главную роль, а муж только начал сьемки "Кавказской пленницы", где у Нины Павловны было всего пару фраз-реплика врача- психиатра. Проблема выбора для нее не стояла: Нина моментально забыла о главной роли и "ушла" к мужу. Она во всем бепрекословно слушалась мужа, исполняя при этом,обязанности главы семьи. Дело в том, что Гайдай был совершенно не приспособлен к быту,поэтому она сама водила машину, делала ремонт, меняла в машине масло, вкручивала лампочки. Гайдаю никогда ничего не было нужно-все и так было прекрасно. Примерно такое же равнодушие он испытывал к наградам,орденам и почетным званиям. Его супруга признавалась:"Равнодушный к званиям, он имел их все-до Народного СССР. Помню, когда ему давали очередной орден, он приходил и говорил:"Слушай, меня опять записали на какую-тоцацку". Он не понимал, зачем артисту вообще звания. Как их можно просить? И он меня в како-то мере воспитал. Если заслужил-то дадут". Последние годы мастера комедии прошли практически незамеченными. Он перестал снимать, разочаровался и чувствовал себя совершенно бесполезным. Но буквально сразу, как обычно у нас принято, после его ухода, началась переоценка творчества режиссера, запоздало признанного классиком жанра, неповторимым мастером советской эксцентрической и сатирической комедии.  ОДИНОКАЯ ВОЛЧИЦА.
|