
Марш Мендельсона... Согласитесь-миссия, возложенная на это музыкальное произведение,
весьма почетна и не менее ответственна. А как вы считаете: сколько раз в вашей жизни, должно или
может, прозвучать это божественное произведение? Я, лично, считаю-один, один единственный раз,
и навсегда! Да, мы живем, и абсолютно незнаем: "что день грядущий нам готовит?".... То ли муж,
прожив с вами 35 лет, приведет "молодуху" в дом, сообщив о том, что готов прямо сейчас, достать для
нее луну с неба, то внук кокой-нибудь фортель выкинет, разводимся, сходимся... И опять Марш
Мендельсона...? Опять? Нельзя!!! Это-кощунство!!! Не знаю как для вас, но для меня-именно так!
Тем не менее многие любители искусства, склонные к суевериям, долговечность использования
в столь ответственный момент этой композиции связывают с именем композитора. Ведь Феликс
переводится как счастливый, да и историки подтверждают- Мендельсон был счастлив в творчестве,
и в семейной жизни. Теперь под счастливой звездой композитора находятся и все, кто вступает в
брак под его мелодию. Как говорят музыканты: с маршем Мендельсона другим произведениям
трудно тягаться. Более торжественной и одухотворенной музыки, похоже, сочинить действительно
невозможно.
А ведь мы могли никогда и не услышать этой прекрасной музыки... Якоб Феликс Мендельсон с
успехом мог бы стать математиком, филологом, художником... Множество талантов, высокое
положение в обществе, финансовое благополучие и привлекательная внешность достались ему
в наследство от отца. И тем не менее он избрал именно музыку. А вот сердце музыканта долгое
время было свободно.
Однажды в зале одного из музеев Ватикана Мендельсон остановился около картины
Николы Пуссена "Святая Сесилия". Покровительница музыки была изображена у клавикорда.
Она наигрывала какую-то мелодию , которую внимательно слушали девочка и мальчик.
Ласковый взгляд был обращен на двух танцующих купидонов, третий- парил над ними.
Композитор долго смотрел на эту прекрасную женщину и, покидая Ватикан, полушутя сказал себе,
что когда-нибудь он обязательно встретит такую Сесилию и она станет его женой. Так и
произошло. По прошествии пяти лет Мендельсон и группа молодых людей, любителей хоровой
музыки, отправились музыцировать в лес, недалеко от Франкфурта-на-Майне. Именно тогда
Феликс познакомился с девушкой, красота которой очаровала его. Когда же он рискнул спросить,
как зовут незнакомку, то был буквально сражен наповал.

Сесиль-так звали девушку. В салоне госпожи Жанрено, матери 17-летней Сесиль,
всегда собиралось изысканное общество. Феликс все чаще и чаще стал отказываться от встреч
с друзьями, он хотел только одного: быть гостем дома Жанрено, и больше времени проводить с
Сесиль. Однако, им пришлось расстаться: Мендельсон должен был уехать в Голландию. Сесиль
загрустила, но Феликс покидал Германию окрыленным. Сразу же ,после возвращения, без
всякого промедления, он сделал любимой предложение. В марте 1837г. наконец-то состоялась
свадьба. Молодые поселились в Лейпциге, в собственном доме, который, вскоре, наполнился
звонкими детскими голосами. Сесиль подарила мужу четырех детей: двух мальчиков и двух
девочек. Каждый раз, когда в семье рождался ребенок, Мендельсон выделял значительную
сумму для помощи нуждающимся молодым матерям, чувствуя себя несколько неловко от того,
что сам никаких проблем ни с деньгами, ни в семье не имел.
" Я живу так покойно, как только можно мечтать. Жена,дети
благополучны, работы полно-чего же лучшего может желать
человек? Я ничего другог у неба не прошу",-писал он одному
из своих друзей.
Счастье закончилось внезапно... Мендельсона сразил инсульт, когда Феликс узнал
о смерти своей старшей сестры. Композитор скончался скоропостижно, умер относительно
молодым-не дожив до сорока лет.
Вскоре, после смерти Мендельсона, его творчество подверглось жестокой критике в
статье Р. Вагнера "Еврейство в музыке". Репутация Мендельсона в кругу музыкантов-
современников была весьма высока, так Гектор Берлиоз писал, что пианистическое искусство
Мендельсона столь же велико, сколь его композиторский гений. Но факт в том, что еще при жизни
Мендельсона, они с Вагнером были заклятыми врагами, и, помимо всего прочего, еще и нелестно
отзывались о творчестве друг друга. Хотя... Ведь когда английская принцесса
Виктория выходила замуж , а ей тогда было всего 14-ть лет, она решила, что на церемонии ее
бракосочетания должны звучать две композиции: первая,под которую невесту ведут к алтарю,-
"Свадебный хор" из оперы Вагнера "Лоэнгрин", а вторая, под которую новоиспеченные супруги
выходят из церкви,-свадебный марш из симфонической поэмы "Сон в летнюю ночь" Мендельсона.
С тех пор бравурный и ликующий марш Мендельсона навсегда утвердился в качестве свадебного.
А вот "Свадебный хор" Вагнера остался в некотором забвении- о нем знают в основном меломаны.
Такой выбор несолько удивил присутствующих на церемонии. Тем не менее музыка эта
принесла ей личное счастье-брак Виктории и Фридриха был невероятно крепким, а чувства
прошли испытание долгими годами.
Вагнер обвинил Мендельсона в подражании И.С.Баху. На защиту Мендельсона от Вагнера
выступил, всегда высоко ценивший Мендельсона П.И.Чайковский, иронически писавший:
"Не стыдно ли было высокодаровитому еврею с таким коварным
ехидством услаждать человечество своими инструментальными
сочинениями вместо того, чтобы с немецкой честностью усыплять
его подобно Вагнеру в длинных, трудных, шумных и подчас
невыносимо скучных операх!".
Весьма любопытен еще один случай...
В марте 1938 года Германия оккупировала Австрию. Немецкий военный комедант Вены
провел расово-идеологическую чистку вверенного ему города: Венскую оперу украшали
бюсты великих композиторов,и, по сведениям коменданта, в их число беззаконно проник бюст
еврея-композитора Мендельсона. В сопровождении нескольких солдат комендант самолично
влез на крышу оперы.Он обошел все скульптуры, ища Мендельсона. Больших культурных
познаний у коменданта не было, поэтому сделать это было непросто, но он был прекрасным
физиономистом и знал арийскую теорию. Что он сделал? Нашел композитора с самым крючковатым
носом и самым неарийским выражением лица, и по его приказу солдаты обрушили бронзовый
бюст этого еврея на тротуар у театра. Но вскоре, к ужасу коменданта,выяснилось, что он
низверг не еврея Мендельсона, а немца Вагнера-любимого композитора Гитлера.
Судьба? Случай? Возможно- второе... Вот только первое... Ничто и никто в этой жизни не
проходит мимо- за все приходится платить, вот только за все содеянное, каждый платит по
своему, и в свое время... Не забывайте об этом.

ОДИНОКАЯ
ВОЛЧИЦА.
|